Что видит ребенок, когда смотрит на окружающий мир своими глазами – на природу, картинку в книге, игрушку. Что ему запоминается и сохраняется в памяти? Мы, родители, всегда думаем: «Раз смотрит, значит видит». Но это не всегда так. И нередко мы только в школе обнаруживаем у ребенка неумение видеть и запоминать.
Но можно не только проверить, что ребенок увидел, что запомнил, но и развить у ребенка способность смотреть, видеть и запоминать. И сделать это можно играючи. Играть в эту игру можно с детьми 2-3 летнего возраста.
Игра «Внимание» направлена на развитие внимания и зрительной памяти.
Эту игру мы позаимствовали у Никитиных.
Готовим реквизит:
На плотной бумаге рисуем задания-фигуры по 5-6 заданий в ряд (см. рисунок). Для удобства можно сложить гармошкой полоски с фигурами-заданиями.
Ребенку на несколько секунд показывают фигуру, нарисованную на бумаге,
Затем этот рисунок убирают.
Задача ребенка – как можно точнее нарисовать то, что увидел.
Для того, чтобы точно воспроизвести увиденную фигуру, ребенок должен сначала его мысленно «сфотографировать», отложить в памяти. И только потом изобразить на бумаге.
Первую фигуру – задание необходимо показать ребенку подольше (~ 20–30 сек), чтоб он смог понять, что от него требуется, усвоить правила и настроиться на игру.
Способ и сложность игры зависит от нескольких факторов:
– возраст ребенка;
– число игроков;
– знакома ли ребенку игра (или играет впервые).
Для самых маленьких можно нарисовать знакомые фигуры: кружок, квадрат, бублик и т.д. Далее фигуры – задания становятся сложнее. Когда ребенок изобразит на бумаге фигуру-задание, можно продолжать показ фигур. Для этого, вместе со словом «внимание» ребенку на 2–3 сек показывается следующая фигура-задание. В ходе игры необходимы постоянные одобрительные замечания, чтобы ребенок мог воодушевиться и играть с азартом.
Важно:
1 Показывать фигуру-задание необходимо один раз. Менять можно только время показа. Если в задании необходимо подсчитать количество палочек, кружков, точек, отрезков, то время можно увеличить до 5-8 сек.
2 Не допускать обычного срисовывания с образца, то есть когда ребенок может 2-3 раза взглянуть на образец.
В семье Никитиных в эту игру играли всей семьёй. Каждого играющего усаживали за стол и снабжали их необходимыми материалами для работы – тетрадь в клеточку и простой мягкий карандаш (несколько штук, чтобы в случае поломки не отвлекаться от игры).
Каждый ребенок перед началом игры подписывал свой листочек – имя и дату. Если ребенок еще не умеет писать, то родители писали на доске мелом их имена и дату. Ребенок находил свое имя и списывал его к себе в тетрадь или листочек – это упражнение тоже на развитие внимания, которое пригодится в школе. . Дети 3-4х лет достаточно легко списывают такую надпись.
Если в игре участвует несколько человек, то их работы можно оценивать баллами. (Я в эту игру играла с одним ребенком, реже с двумя, поэтому баллы я не подсчитывала.)
А вот в семье Никитиных эту часть игры (подведение результатов и выявление победителя) очень ценили за ее удивительное влияние на детей:
После окончания игры старший ребенок собирает все задания в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все участники игры, которые теперь выступают в роли судей. Рядом с первым детским рисунком-заданием старший кладет образец, и все могут сравнивать рисунки и оценивать результат. Оценку делают по 10-ти бальной шкале. За безукоризненный рисунок ставится 10 баллов. За ошибки и недостатки баллы снижаются. Если судьи считают, что надо выставить оценку 9, то старший ставит под рисунком цифру 9. В случае, если в оценке есть расхождения, происходит голосование и оценка выставляется по большинству голосов.
Оценив все рисунки одного ребенка, «судьи» переходят к рисункам следующего и так далее. Сумма баллов является окончательным результатом, который и сравнивают с другими результатами.
Во время судейства дети подмечают большое количество дефектов в рисунках (четкость линий, их кривизна, пропуск линий, правильность окружностей и т.д.) При таком анализе чужих работ у ребенка удивительно быстро растет качество своих собственных рисунков.