По просьбе Алены, одной из посетительниц моего сайта, возвращаюсь к Амонашвили и к его, к сожалению, ушедшим в небытие методам обучения детей в начальной школе.  Мой ответ велик для комментария, поэтому я вынесла эту тему в статью.

В  методах обучения Амонашвили есть завораживающие и  поучительные моменты, и кое-что, если хорошо подумать, можно у него позаимствовать и применить и в наши дни.  У него был свой индивидуальный подход к каждому ученику.  Приведу несколько направлений его деятельности, которые мне очень нравятся и которые в свое время применяли мои родители-педагоги.

Амонашвили утверждал: -

“Педагогический процесс может стать воспитательным только в том случае, если он помогае ребенку познавать себя, как члена общества. живущего по нравственно-этическим нормам”. И он попытался направить воспитательный процесс своих младших школьников по этому пути.

1  В первом  классе ребята занимались по экспериментальным книжкам, которые Шалва Александрович заказал специально для этого.  Он сам принимал активное участие в их создании.  Книга называлась “Как себя вести?” и состояла из четырех частей. Первая часть посвящено правилам поведения в семье, а вторая – правилам поведения на улице, третья -правилам поведения в школе и четвертая -правилам поведения в общественных местах.  Таким образом во всех четырех  книжках рассказывается о правилах поведения ребенка в той среде, в которой ему приходится ежедневно жить и расти.

Каждая тема в книжках раскрывается на четырех страницах. На первой странице – название темы, картинки и ключевые слова противоположного значения. На второй – рассказ по содержанию темы от первого лица. Читатель, он же главный герой книжки, размышляет о том, как он ведет себя в тех или иных обстоятельствах.  На третьей странице  даются задачи в рисунках и предлагается найти себя на них. На этой же странице взрослые члены семьи и одноклассники выставляют свою оценку. В качестве оценки, в зависимости от содержания, используются 2-3 ключевых слова: добрый, жизнерадостный, надежный, благодарный, сдержанный, аккуратный и др.   Четвертая страница посвящена заданиям, которые объединены вопросом: “Как мне поступить, если…” Выполняя эти задания, ребенок определяет характер своего возможного поведения в различных жизненных ситуациях.

Занятия по книжкам помогали детям в различных жизненных ситуациях.  В мыслях и действиях   младшего школьника поступок опережает возникновение в сознании изученных правил  и осознание последствий своего поведения.

Правила у нас бывают двух видов: что нельзя делать и, наоборот, что надо делать. Однако,  знание этих правил не всегда способствует поведению ребенка в соответствии с ними.  Амонашвили объяснял это явление тем, что мы обучаем этим правилам, а не воспитываем по ним.  И он убежден, что его воспитательная работа закладывает фундамент в становлении личности каждого ребенка как общественной единицы. Его индивидуальный подход к каждому ученику приносил свои плоды.

Продолжение темы – в следующей статье.

Комментарии (2) на “Ш.А.Амонашвили Вперед в прошлое – часть 1.”

  • Ylga:

    Индивидуальный подход к каждому – это не по сегодняшнюю школу, к сожалению. А эти четыре книжки не помешали бы и некоторым большим дядям и тетям.

  • admin:

    Что это не про нашу современную школу – это понятно. За державу обидно. Ведь у нас много прекрасных учителей, которым не дадут работать.ни чиновники, ни даже сами родители.

Оставить комментарий

Хочешь новые статьи?
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31