подарок ко дню рождения

 

 

Много лет назад я прочитала книгу Ш.А. Амонашвили «Как живете, дети?», в которой он делится своим опытом общения с семилетними ребятишками. Воспоминание об этой книге осталось у меня на всю жизнь, что-то светлое, радостное, легкое.

Автор – педагог, ученый, учитель начальных классов Шалва Александрович Амонашвили.

В воспитании детей ему помогала статистика. Он постоянно вел свою статистику класса. Помечал для себя: сколько детей из класса – единственные в семье, у кого есть братья или сестры. Эти данные он использует в воспитании детей.

Единственный ребенок в семье – это усиленная заботливость родителей о ребенке. В такой семье ребенок постепенно пропитывается сознанием того, что он единственный, поэтому он гордость и радость семьи, а остальные – его служители. В семье с единственным ребенком обычно забывают о том, что, например,  мама там тоже единственная или бабушка.  Пройдут годы и перед нами могут предстать так называемые          «маменькины сынки», не умеющие приспособиться к различным условиям жизни, не умеющие ладить с людьми, не наделенные силой самозащиты. Единственного ребенка в семье гораздо труднее воспитать. Родители единственного ребенка видят только одно условие воспитания: чтобы ребенок не чувствовал нужды в чем-либо и чтобы он был окружен заботой и опекой мамы, бабушки, дедушки, папы, тети, дяди и т.д.

Шалва Александрович считает, что всякий перегиб в воспитании опасен:

« Чрезмерная заботливость перерастает в ребенке не во взаимную чуткость, а в беззаботность и грубость; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем не уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к материальным ценностям, а потребительство, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем не гуманность души, а безволие, слабохарактерность; постоянное внушение ребенку, что только он есть радость и гордость семьи, воспитывает не ответственность перед семьей, а зазнайство и самодовольство».

Если в семье растут двое или более детей, чрезмерность регулируется сама собой, так как родительскую любовь приходится делить на  всех детей.

Поэтому, Шалва Александрович часто приглашает к себе по одному или группами родителей единственных детей  для разговора о сложности воспитания единственного ребенка в семье, учит их проявлять умеренность в своих заботах о ребенке.

Детей воспитывают не только взрослые, но и сестры и братья, их отношение друг к другу, если атмосфера в семье настраивает их на дружбу и отзывчивость.  Учитель рассказывает, как нужно заботиться о младшем братике или сестренке, как проявлять уважение и внимание к старшему брату или сестре. Для этого он проводит различные встречи, необычные утренники. Для утренника, посвященного младшим братьям и сестрам, дети приготовили пригласительные билеты, составили программу встречи, веселый концерт своими силами. Такие встречи вселяют в ребят уверенность и гордость за своих братьев и сестер.

Кроме этого он знал, сколько у его ребятишек есть бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Кто вышел на пенсию, а кто продолжает трудиться.  И он знал, как эта армия чутких, добрых и мудрых людей справляется со своими любимыми внуками и внучками. Жизненный опыт сделал бабушек и дедушек более чуткими и понимающими. На суету молодых они смотрят с высоты своих лет. Пословица гласит: «Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину». Любовь, рожденная в сердцевине, и есть то особое трепетное чувство, которое испытывают бабушки и дедушки по отношению к своим внукам.

«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми. Мудрыми, горячо любящими его людьми- с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе».

И какими драгоценными станут в будущем для каждого ребенка воспоминания о своих бабушках и дедушках. И Учитель всячески помогал детям глубже почувствовать преданность этих людей, а бабушкам и дедушкам доставить радость от проявления детской любви и заботливости.

Прежде, чем устроить встречу с бабушками и дедушками дети в тайне от бабушек и дедушек собирали сведения у мам и пап  о них  и о тех, кого уже нет в живых, то есть дети собирали сведения и своих предках.

На встрече были воспоминания и детей и бабушек с дедушками. Дети показывали свои неотправленные письма, рисунки, рассказы, выставки портретов бабушек и дедушек. Во время  встречи все получили массу положительных эмоций, Бабушки, дедушки дали детям мудрые наставления, дети читали стихи, пели песни.  В конце встречи – общая фотография всех присутствующих.

Вот так статистика помогает Ш.А.Амоношвили в воспитании детей.

Комментарии (4) на “Воспитание детей 6-7 лет.”

  • светлана:

    у меня вот внук пока один тоже переживаю не хотят второго ребенка , а один это очень плохо

  • admin:

    Мы все бежим куда-то, некогда подумать о будущем своего ребенка. Сейчас у всех очень очень плотный график жизни.

  • Олеся:

    Спасибо, что напомнили об этой замечательной книге. Мой папа очень мне рекомендовал ее прочитать, я уж и забыла. Обязательно постараюсь прочитать. А одному ребенку, действительно, очень плохо. Всегда рассказываю о том, как хорошо когда есть братик или сестренка, (и лучше если больше :) ).

  • Полностью согласна, что “что всякий перегиб в воспитании опасен”

Оставить комментарий

Хочешь новые статьи?
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031