Ты человеком родился, но человеком должен стать
В.А.Сухомлинский
Ш.А.Амонашвили ввел в своем классе «Школу человечности», занятия проводил два раза в неделю.
На этих уроках он хотел воспитать в детях личностные качества: умение общаться с людьми, стремление прийти на помощь, чуткость, отзывчивость, вежливость, справедливость, осознание понятий: Родина, дружба, патриот, труд, доброта.
За весь период обучения в начальной школе на ребенка обрушивается множество нравоучений, наказаний, запретов, похвал, но в итоге ребенок не может представить себе всю целиком картину человеческих отношений, так как частички нравоучений он получает непоследовательно и бессистемно.
Обычно в детях мы замечаем отклонения от принятых норм, а вежливость, добрые поступки или желания не видны нашему педагогическому взгляду.
На уроках человечности дети определят свою нравственную позицию и почувствуют важность человеческих отношений.
На уроках человечности рассматривался и вопрос речевого воспитания детей. Здесь речь идет не о развитии речи или пополнение словаря, а построение правильных фраз, исключение из лексикона детей грубых и бранных слов.
Зачастую в речи детей отсутствуют ласковые и приветливые слова Они сквернословят и оскорбляют окружающих. Такие дети, как правило, легко переходят на драки, оскорбления, притесняют других ребят.
Отчасти дети учатся сквернословию в среде, где взрослые бесцеремонно обходятся друг с другом, обливая друг друга речевой грязью. Иногда взрослые, близкие ему люди, учат ребенка отвечать грубостью на грубость, учат его ругаться. Они делают это не преднамеренно, не для того, чтобы воспитать в нем грубость, а ради сиюминутной забавы.
Усваивая речевую грязь, ребенок усваивает и нравственную грязь. А так как это происходит в том возрасте, когда речь ребенка развивается наиболее бурно, то возникает опасность, что его натура в целом склонится к грубости и вырастет он дерзким и злым и привыкает сквернословить.
Цель уроков человечности – очистить речь ребенка и его поведение от грязи, привить им вкус доброй речи.
Такое воспитание немыслимо без активного содействия семьи. В связи с этим Учитель проводил встречи и беседы с родителями. Рассказывал им, что они должны делать, чтобы речевой поток ребенка был прозрачным и чистым, интонация – располагающей.
На уроках проводились занятия по вежливости, этике. Ребята учились говорить приветливо, вежливо, разбирали различные нравственно-этические задачи, читали и обсуждали книги. Упражнения в добрых поступках каждый раз повторяются, анализируются и мотивируются.
На занятиях человечности дети осмысливают, как они должны относиться друг к другу, что такое добро и как оно проявляется, что такое зло и как ему противостоять, что такое Родина и как ее любить.
Целенаправленное формирование личности ребенка может вестись только через единство морально-нравственных упражнений, которые не заканчиваются на уроках человечности Ш.А.Амонашвили, а продолжаются всю жизнь и переходят от отца к сыну – внуку и т.д.