Ты человеком родился, но человеком должен стать

В.А.Сухомлинский

Ш.А.Амонашвили ввел в своем классе «Школу человечности», занятия проводил два раза в неделю.

На этих уроках он хотел воспитать в детях личностные качества: умение общаться с людьми, стремление прийти на помощь, чуткость, отзывчивость, вежливость, справедливость, осознание понятий: Родина, дружба, патриот, труд, доброта.

За весь период обучения в начальной школе на ребенка обрушивается множество нравоучений, наказаний, запретов, похвал, но в итоге ребенок не может представить себе всю целиком картину человеческих отношений, так как частички нравоучений он получает непоследовательно и бессистемно.

Обычно в детях мы замечаем отклонения от принятых норм, а вежливость, добрые поступки или желания не видны нашему педагогическому взгляду.

На уроках человечности дети определят свою нравственную позицию и почувствуют важность человеческих отношений.

На уроках человечности рассматривался и вопрос речевого воспитания детей. Здесь речь идет не о развитии речи или пополнение словаря, а построение правильных фраз,  исключение из лексикона детей грубых и бранных слов.

Зачастую в речи детей отсутствуют ласковые и приветливые слова Они сквернословят и   оскорбляют окружающих.  Такие дети, как правило, легко переходят на драки, оскорбления, притесняют других ребят.

Отчасти дети учатся сквернословию в среде, где взрослые бесцеремонно обходятся друг с другом, обливая друг друга речевой грязью. Иногда взрослые, близкие ему люди, учат ребенка отвечать грубостью на грубость, учат его ругаться.  Они делают это не преднамеренно, не для того, чтобы воспитать в нем грубость, а ради сиюминутной забавы.

Усваивая речевую грязь, ребенок усваивает и нравственную грязь. А так как это происходит в том возрасте, когда речь ребенка развивается наиболее бурно, то возникает опасность, что его натура в целом склонится к грубости и вырастет он дерзким и злым и привыкает сквернословить.

Цель уроков человечности  – очистить речь ребенка и его поведение от грязи, привить им вкус доброй речи.

Такое воспитание немыслимо без активного содействия семьи. В связи с этим Учитель проводил встречи и беседы с родителями. Рассказывал им, что они должны делать, чтобы речевой поток ребенка был прозрачным и чистым, интонация – располагающей.

На уроках проводились занятия по вежливости,  этике.  Ребята учились говорить приветливо, вежливо, разбирали различные нравственно-этические задачи, читали и обсуждали книги. Упражнения в добрых поступках каждый раз повторяются, анализируются и мотивируются.

На занятиях человечности дети осмысливают, как они должны относиться друг к другу, что такое добро и как оно проявляется, что такое зло и как ему противостоять, что такое Родина и как ее любить.

Целенаправленное формирование личности ребенка может вестись только через единство морально-нравственных упражнений, которые не заканчиваются на уроках человечности Ш.А.Амонашвили, а продолжаются всю жизнь и переходят от отца к сыну – внуку  и т.д.

Комментарии (6) на “Уроки человечности”

  • Очень интересная статья, спасибо.Я считаю, что уроки человечности необходимо ввести в каждой школе. Детям не хватает нравственного воспитания.

  • Алена:

    Идея очень хорошая. Может вы сможете для нас выложить как он учит детей этим качествам?

    • admin:

      У Ш.А.Амонашвили очень индивидуальный подход к ребятам. Но кое-что я попробую выдать об его методах. Благодарю за идею.

  • Амонашвили – это наше прекрасное, но “вчера”. К сожалению, в наше время чудовищно изменился подход к обучению и воспитанию детей. Я имею в виду официальные положения, хотя, конечно, старые, опытные учителя стремятся всеми силами сохранить человечность в детях. Но мы сталкиваемся с такими родителями и таким подходом начальников, что свои старания частенько ощущаем совершенно бесполезными. Хотелось бы, чтобы Сухомлинские и Амонашвили появились в наше время, то есть, чтобы им давали простор для распространения своих светлых идей!!! Но, увы!..

  • В первую очередь все зависит от родителей, но сегодня есть дети у которых нет ничего святого. Очень обидно. А школы оставляют желать лучшего.

  • Куда катится наше общество? За державу обидно. Очень хорошая статья.

Оставить комментарий

Хочешь новые статьи?
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031