Ребенка очень трудно научить составлять последовательный связный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков. Эти трудности помогает преодолеть игра «сравнение предметов». Она позволяет в игровой форме развивать наблюдательность, обогащать словарь, добиваться использовать слова, наиболее точно характеризующие предмет, его качества.
Для игры понадобятся парные картинки с изображением различных парных предметов. Предметы должны отличаться друг от друга несколькими признаками или деталями.
Правила игры:
Показываем пару картинок ребенку и объясняем ему, что сейчас будем о них рассказывать. Про один предмет будет рассказывать ребенок, про другой – взрослый игрок.
Рассказывать необходимо по очереди.
Сначала взрослый игрок называет какой-то признак предмета, например цвет, то и ребенок должен назвать только цвет своего предмета. Когда взрослый называет форму предмета, то ребенок тоже должен определить и назвать форму своего предмета. И так далее.
- рубашки
Пример игры:
взрослый – у меня на картинке – рубашка
ребенок – у меня тоже рубашка
взрослый – у меня рубашка синего цвета
ребенок – у меня серого цвета
взрослый – у меня рубашка с короткими рукавами
ребенок – а у меня с длинными
взрослый – у меня рубашка клетчатая
ребенок – а у меня полосатая
взрослый – на рубашке два с кармашка на груди
ребенок – а у меня на рубашке нет карманов
взрослый – на моей рубашке голубые пуговицы
ребенок – а на моей белые и т.д. и т.п.
Надо стараться обратить внимание ребенка на все детали предмета, чтобы он мог самостоятельно оценивать предметы в дальнейшем.
- кастрюли
Для эффективности игры “сравнение предметов“необходимо строго соблюдать правила игры.